"Какие запчасти лучше покупать?" все чаще задается вопросом покупатель. Рынок предлагает колоссальный ассортимент запчастей — несколько тысяч производителей выпускают более 5 млн оригинальных наименований. Поддельные свечи приводят к высокому расходу топлива, а тормоза — к аварии.


Лишь небольшое число автомобилистов четко отдают себе отчет в том, чем запчасти "подороже" отличаются от тех, что "подешевле". Во многих случаях автовладелец, подходя к торговой точке и спрашивая, сколько стоит необходимая деталь, обходит все магазины до тех пор, пока не найдет вариант подешевле. Довольно часто за дешевизной скрывается подделка, использование которой представляет опасность. Поддельные запчасти, во-первых, быстро выходят из строя, во-вторых, негативно влияют на срок службы других деталей автомобиля, в-третьих, что самое печально, несут как прямую, так и косвенную опасность во время движения автомобиля и при ДТП. За примерами долго ходить не надо — многие попавшие в ДТП водители, в вину которым инкриминируют ошибку при выборе скоростного режима, говорят, что ехали, как обычно, и тормозили вовремя, но автомобиль просто не остановился. При более детальном опросе водители часто признаются, что накануне просто поставили дешевые амортизаторы и колодки.


Что чаще подделывают?

Чаще всего подделывают расходные материалы: масла, фильтра, свечи, детали тормозной системы, оптику, бензонасосы, детали подвески, аккумуляторы и мелкие резино-технические изделия.

Разнообразие рынка

Оригинальные запчасти. Начнем с того, что и Mercedes, и Audi, и Toyota, и вообще какой-либо производитель автомобилей самостоятельно производит лишь очень небольшое число автокомплектующих — заводы являются именно автосборочными. Более 90% комплектующих, по заказу и чертежам производителей автомобилей, выпускают поставщики. В процессе приема комплектующих отдел контроля качества производителя автомобилей проводит испытания запчастей и ставит на них заводское клеймо, после чего пакует детали в заводскую упаковку. Таким образом и появляются "оригинальные" запчасти. При этом они являются самыми дорогими — покупатель переплачивает за двойной контроль качества.


Поставщики на конвейер. После нескольких лет выпуска автомобилей завод-производитель разрешает своим поставщикам запускать те же самые детали, что шли на сборочный конвейер в свободную продажу, но под своим брендом. Называется этот сегмент рынка "афтермаркет" (англ. аfter — после, market — рынок).


Запчасти альтернативных производителей. В Европе и Азии очень многие заводы по производству запчастей работают путем копирования размеров и внешнего вида оригинальных запчастей, а внутренность разрабатывают сами. Таких компаний — десятки. Продают они запчасти довольно качественные и дают собственную гарантию, соответственно, ставят собственную маркировку.


Запчасти от упаковщиков. Некоторые компании не производят запчасти самостоятельно, а занимаются скупкой продукции различных производителей и продают их под своим брендом, занимаясь фактически упаковкой деталей в свои коробки (бочки, пакеты). Контроль качества — также собственный.


Своей деятельностью "переупаковщики" не вносят на рынок путаницу, а наоборот — наводят на нем порядок. Ведь вместо нескольких фирм и разных коробок, покупатель видит единый бренд и единый стандарт, гарантирующий качество деталей. Держать свою марку "переупаковщики" стараются — иначе нет смысла в таком брендировании.


Откровенные подделки. Подделка — это контрафактная продукция, изготовленная неизвестным производителем с применением отличительных черт (маркировка, упаковка) известного бренда. Производители контрафакта не гнушаются ничем. Начиная от подделок под именитых производителей и заканчивая производством имитации "упаковщика". От деятельности таких компаний страдают абсолютно все участники рынка, но особенно опасна покупка такой детали для потребителя. Цена такой продукции в несколько раз ниже, чем у оригинала. Они-то и привлекают отечественных экономных потребителей.


Чем опасны подделки?

Фильтры.

Изготовить фильтры и продавать под известным брендом – несложно, поскольку внешний вид этих запчастей похож. Отличается подделка от оригинала качеством фильтровальной бумаги. Разные фильтры обладают, прежде всего, разной пропускной способностью, что отражается на сроке службы двигателя. Неверно подобранный или некачественный масляный фильтр либо не будет очищать масло, отчего прошедшие через него неотфильтрованные частицы грязи постепенно забьют каналы и отложатся на внутренних поверхностях мотора, либо напротив — фильтр будет слишком "тугим" и двигатель окажется в состоянии "масляного голодания". Не меньше проблем приносят плохие воздушные фильтры, которые не соответствуют таким важным параметрам, как размерность фильтруемых частиц, процент и площадь фильтрации. В этом случае все пропущенные частицы пыли попадают в двигатель и действуют на поршневую, как абразив.


Масло.

Масло подделывают чаще всего. Отличить внешне оригинальное масло от подделки практически невозможно, а упаковку в 21 веке подделать легко — разницу в 50—100% стоимости мошенники забирают себе, а водитель, скорее всего, ничего и не узнает.


Свечи.

Скупиться тут не надо и покупать по возможности следует только самое лучшее. Есть смысл доплатить за "многоэлектродность" — при наличии нескольких точек разряда многоэлектродная свеча работает стабильней (как бы со страховкой: не прошла искра на одном электроде – пройдет на другом) и выдерживает большие отложения на ней нагара. Покупать дешевку не стоит — плохие свечи выводят из строя систему зажигания и увеличивают расход топлива.


Электрика.

При выборе таких изделий, как высоковольтные провода, а также различные лампочки и выключатели, можно приобретать все самое дешевое и сэкономить "сейчас", но быть готовым к внезапным отказам и новым тратам. Лучше купить надежные изделия от известного производителя, соответственно, уплатив за них больше.


Подобное утверждение целиком относится и к выбору различных реле: генератора, стартера, вентилятора, а также термостата. Здесь опасным оказывается не только выход из строя, а еще и неправильная работа, что заметить порой довольно сложно.


Ходовая.

При ремонте подвески на амортизаторах экономить не стоит. Качественные изделия служат, в зависимости от езды, от двух до четырех лет. Дешевые амортизаторы прослужат не больше года, а сэкономленные деньги придется потратить на оплату новых деталей и работу по их замене. Кроме того, использование некачественных амортизаторов увеличивает тормозной путь и негативно сказывается на управляемости. Не стоят своих денег и другие дешевые запчасти. Например, поддельный ступичный подшипник может развалиться на скорости и вылететь вместе с колесом.


Тормозная система.

Здесь стоит отдать предпочтение изделиям подороже. Дешевые тормозные колодки быстрее изнашивают дорогостоящий тормозной диск — экономия себя не оправдывает. А особенно внимательно стоит отнестись к выбору тормозных шлангов. Плохо завальцованная и вырвавшаяся из металлического наконечника резиновая трубка шланга приведет к тому, что тормоза откажут.


Кузовные детали и оптика.

Экономить тут также не стоит. Например, оригинальный капот и крылья автомобиля при аварии деформируются особым образом, принимая энергию удара на себя, а подделка — проходит в салон и отрезает водителю и пассажиру головы (такие случаи известны). Качественное лобовое стекло разбивается и рассыпается на мелкие осколки даже когда непристегнутый водитель или пассажир вылетает через лобовое стекло на улицу, дешевое же стекло отрезает несчастному уши, острые кромки режут лицо и уродуют человека.